Пещеры Аджанты

Аджа́нта — в основном буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра. Это утес в виде подковы с 29 пещерами. Пещеры подразделяются на два основных типа — чайтья (продолговатые молельные залы с двумя рядами столбов, апсидой в торце) и вихара (квадратные залы, окруженные с трех сторон кельями или святилищами со статуями Будды, имеют при входе портик-террасу) — общежитие буддийских монахов.

Пещеры вбыли высечены в скалах в течение нескольких столетий — со II века до н. э. по V век н. э. Наиболее интенсивное строительство велось в V веке при Харишене (462—483 годы), правителе центральной Индии. В это время созданы наиболее совершенные образцы скульптур и росписей Аджанты. После смерти Харишены строительство в пещерах велось менее интенсивно.

В XIII веке буддизм теряет своё значение в Индии. Монахи, численность которых к этому времени значительно снизилась, постепенно покинули Аджанту. Правительство Индии свновь открыло Аджанту длля посещений в 1819 году. Сегодня все пещеры соединены между собой террасой, но в древности в каждой пещере вел отдельный вход. Смотровая площадка открывает великолепный вид на всю панораму и даёт понять, почему именно монахи в древности выбрали именно этот живописный уголок для своего убежища.

В Аджанте хранится множество шедевров буддистского искусства. Однако, Будда здесь изображен только в символической форме, в виде трона или следов. В других пещерах находятся красочные фрески и статуи, изображающие все жизни Будды. Фрески и скульптуры пещер также передают сцены из повседневной жизни, а многие ещё и содержат надписи о правителях и принцах.

Самые красивые пещеры — это пещеры под номерами 1 и 2.

Первая пещера – одна из последних построенных, поэтому лучше всего сохранилась. Каждая стена зала внутри составляет почти 12 метров в ширину и 6 метров в высоту. Колоннада поддерживает потолок, создавая просторные проходы вдоль стен. В этой пещере находятся самые сложные барельефы и скульптуры. Есть сцены из жизни Будды так же как и множество других буддистских мотивов.

Пещера №2 кардинально отличается от первой пещеры. Внутри она также укреплена огромными столбами и украшена росписями, и здесь есть много общего с остальными пещерами Аджанты. Картины и росписи размещены на всем протяжении пещеры за исключением пола. В некоторых местах фрески были разрушены из-за человеческого вмешательства, поэтому во многих областях сохранились лишь фрагменты. У этих фресок есть определенная уникальность – они неповторимы даже в пределах истории южноазиатского искусства.

Вся живопись пещер Аджанты — это уникальная энциклопедия, в которой представлены все социальные слои индийского общества. Здесь есть рассказы о многочисленных народах, населявших Индию, о важных моментах ее истории. Люди, боги, цветы, животные смотрят из разных уголков Аджанты, повествуют о чем-то, поучают, поют и танцуют, и призывают присоединиться к празднику, и уводят за собой в небесные дали под звуки природы. Это яркое послание древних буддистских мастеров, словно пытающихся сказать: жизнь бесценна, и все в мире всязано — люди, боги, животные, небо, земля.

Исследование пещер Аджанты продолжается и сегодня, но в их истории до сих пор множество белых пятен. Например, непонятно, как художники могли рисовать в полутьме; не раскрыта и тайна светящихся красок. Сегодня здесь функционирует музей буддийского искусства, который, безусловно, стоит посетить путешественнику.

« Хава-Махал

Fatal error: Class 'Get_links' not found in /home/users/d/don-15/domains/mir-azii.ru/wp-content/themes/ultra/comments.php on line 1